Развитие памяти в детстве

Человеческая память — это процесс, отвечающий за запись, хранение и воспроизведение опыта и активную обработку информации. Единичная информация, навыки и структурированные знания хранятся в памяти. Отдельные типы памяти организованы иерархически в зависимости от типа информации и способа ее хранения.

Различные типы памяти последовательно появлялись в ходе эволюции человека и обогащались новыми формами, приспособленными для записи все более сложных данных. Биологические структуры организма, хранящиеся в генах, могут храниться в памяти.

Память можно понимать и как «способность», и как «процесс».

Память как способность:

  • это элемент психического оборудования и проявляет большие индивидуальные различия,
  • это элемент интеллекта,
  • она состоит из многих способностей памяти (например, зрительная, слуховая и двигательная память — разделение из-за участия анализаторов в процессе запоминания) и может быть улучшен, например, с помощью различных типов мнемоники.

Память, понимаемая как процесс:

  • это индивидуальный способ кодирования опыта каждого человека, который может быть более или менее доступным,
  • это этап обработки информации,
  • состоит из многих этапов; в целом он разделен на следующие этапы: запоминание, хранение и извлечение информации,
  • некоторые фазы процесса памяти могут быть улучшены, например, фаза реконструкции.

Большинство авторов различают рабочую (кратковременную) и долговременную память. Долговременная память делится на процедурную (неявную) память и (явную) декларативную память, которая включает семантическую и эпизодическую память.

Декларативная память содержит осознанное знание различных фактов, семантических и эпизодических, которые мы можем представить вербально. Это сознательная память, которая растет с возрастом.

Процедурная память включает в себя практические знания и касается навыков, например, того, как говорить по-польски, как что-то делать, и она работает автоматически, а не осознанно. Не показывает изменений в развитии. Хорошо развитые процессы, связанные с процедурной памятью, могут иметь решающее влияние на овладение языком, а также на формирование отношения или социальной категоризации.

Память человека формируется уже в онтогенезе и функционирует с первых моментов жизни. В первый год жизни наблюдаются проявления функционирования всех основных систем памяти.

Первые четыре года жизни охватывают так называемые детская амнезия, из-за которой невозможно вспомнить какие-либо события. Как ни парадоксально, эти незапамятные детские переживания оказывают длительное влияние на психику взрослых. Именно тогда формируются эмоциональные реакции и отношение к людям и миру.

Автобиографическая память функционирует только с четырех-пяти лет. Маленькие дети могут многое вспомнить в повседневной жизни. Они усваивают обширные знания о мире и очень активны в познании. В одних ситуациях дети мало помнят, в других могут удивить своими достижениями.

Способность запоминать и вспоминать в детстве намного ниже, чем в подростковом или взрослом возрасте, что считается само собой разумеющимся. Диапазон прямой памяти двухлетнего ребенка составляет две цифры, трехлетнего ребенка — 3 цифры, тринадцатилетние и взрослые 7-значные.

Согласно модели рабочей памяти, объем памяти влияет на то, сколько вещей человек может думать одновременно, сколько информации нужно помнить и учитывать при решении проблемы. Кратковременная память — это место, где информация хранится и обрабатывается, поэтому она может выполнять только несколько операций с памятью, а процесс забывания связан с необходимостью запоминания новой информации.

Этот тип памяти может быть определен не из-за фиксированного количества новых единиц, которые он хранит, а из-за времени удержания, за которым следует распад следа памяти. Сколько информации нужно иметь в виду и учитывать при решении проблемы.

Кратковременная память — это место, где информация хранится и обрабатывается, поэтому она может выполнять только несколько операций с памятью, а процесс забывания связан с необходимостью запоминания новой информации. Этот тип памяти может быть определен не из-за фиксированного количества новых единиц, которые он хранит, а из-за времени удержания, за которым следует распад следа памяти. сколько информации нужно иметь в виду и учитывать при решении проблемы.

Дети дошкольного возраста, в отличие от детей старшего возраста, не используют стратегии памяти. Особенность маленьких детей при выполнении заданий на память — пассивность. Они не предпринимают никаких заметных действий, когда слышат команды «запомнить картинки» или «запомнить слова, когда я вам скажу». Дети постарше повторяют слова, группируют похожие элементы или называют картинки. С возрастом способность контролировать стратегии памяти увеличивается. В возрасте 10-12 лет появляется осознание метапамяти.

Маленькие дети мало знают о функционировании собственной памяти, поэтому у них возникают проблемы с контролем и саморегулированием процессов памяти. Они не могут сами управлять процессом поиска информации в памяти. Они основаны на подсказках, связанных с местами и объектами, имеющими отношение к рассматриваемой информации, а также на вопросы взрослых.

Маленькие дети кодируют словесный материал из-за акустических особенностей. Однако конструктивная память появляется уже в детском саду, например, когда дети рассказывают сказки или показывают рассказы в картинках, они запоминают самое важное, игнорируя детали.

В первые годы обучения они уже лучше осознают свои способности и, таким образом, могут лучше прогнозировать свои результаты. Предыдущие знания помогают запомнить и, следовательно, интерпретировать и систематизировать то, что уже известно. С возрастом дети познают свою память и изучают стратегии запоминания, приобретают знания о мире и используют семантический метод кодирования информации.

Согласно теории Пиаже, ребенок приобретает знания через индивидуальное активное познание мира и решение возникших проблем.

Пиаже выделяет четыре стадии развития мышления:

  • сенсомоторный (до 2 лет); изучение мира зависит от использования чувств и движений,
  • до операции (2-7 лет); у детей развивается умение пользоваться такими символами, как: слова, картинки, развивается фантазия,
  • конкретные операции (7 -1 год), появляется логическое мышление, но на основе конкретных предметов и не включает абстрактных понятий.
  • формальные операции (с 11 лет) дети способны выполнять мыслительные операции на основе логического мышления на абстрактных понятиях.

Другая теория «социокультурной теории» представлена ​​Выготским, отмечая то, что Пиаже опускает. Согласно этой теории, умственное развитие ребенка — это социальный процесс, т.е. рассуждение, понимание, планирование и запоминание являются результатом социального опыта в культурных, межличностных и индивидуальных аспектах.

Этап операций у конкретных детей 7-11 лет допускает систематическое, логическое мышление, но только «здесь и сейчас». Формальное и абстрактное мышление по-прежнему недоступно. У детей этого возраста очень хорошо развита кратковременная (оперативная) память, так называемая «рабочая память» или СТМ они быстро учатся и быстро забывают, что является их естественной особенностью.

Именно поэтому спиральная фиксация материала так важна в процессе обучения детей. 80% незафиксированного материала забывается уже на следующий день. Контент, записанный и встроенный в систему долговременной памяти (так называемые LTM навсегда останутся такими же, как собственное имя. Краткосрочная память, в отличие от долговременной, ограничена.

Период так называемого среднего детства ( 11-12 лет) характеризуется повышением внимания, метапамяти, понимания инструкций, восприятия, организации и запоминания сообщений. У взрослых процесс организации и запоминания сообщений происходит автоматически.

Несмотря на слабые стороны и недостатки, память маленьких детей хорошо адаптирована к основным формам поведения маленького ребенка, связанным с социальными контактами, пространственной ориентацией, овладением языком, приобретением рутинных действий, прогнозированием хода событий, а также формированием собственной идентичности и знание о заре через спонтанные воспоминания, которые помогают организовать опыт.

Дети отлично умеют пользоваться поддержкой и руководством при выполнении заданий. В повседневной жизни детская память поддерживается естественными формами деятельности, которые поддерживают стратегии памяти.

Школа, от первых лет обучения до выпускных экзаменов и учебы, ориентирована на формирование системы знаний и навыков, которая связана с эффективностью обучения. Изменения в развитии, сопровождающие увеличение объема памяти, связаны с вниманием, мотивацией и приверженностью к выполнению задач. Вот почему так важно, насколько ученик способен запомнить, понять, встроить систему знаний, использовать ее на практике и запомнить.

Добавить комментарий