Проблемы с концентрацией

Нарушения концентрации внимания и памяти внимания довольно распространены среди взрослых и подростков, а также среди детей раннего возраста. Иногда вам трудно сосредоточиться на изучении или чтении книги. Вас отвлекает шум за окном, фоновая музыка или включенный телевизор.

Вы начинаете мечтать и «думать о голубом миндале». Что вызывает проблемы с вниманием? Как работает внимание у детей? Как улучшить результаты обучения? Как улучшить способность сосредотачиваться? Могут ли сокращаться ресурсы внимания? Почему люди отвлекаются?

Оглавление

  1. Концентрация внимания
  2. Функции внимания
  3. Причины отвлечения внимания
  4. Проблемы с концентрацией и памятью у детей
  5. Повышение концентрации внимания у детей
  6. Учимся концентрироваться

1. Концентрация внимания

Внимание — это механизм уменьшения информационной перегрузки. Из-за ограничений своей структуры и способа действия когнитивная система может обрабатывать только часть того, что ей потенциально доступно. Поэтому он вынужден фильтровать и контролировать процессы получения и обработки информации, чтобы избежать опасных эффектов перегрузки, то есть избытка перцептивных стимулов.

Психолог

Чтобы правильно помочь ребенку, имеющему проблемы с концентрацией внимания, необходимо сначала диагностировать причину этих затруднений. Причинами могут быть трудности с регулированием эмоций, психомоторная гиперактивность, а также неправильная диета, например, стимулирующие напитки, слишком много сахара или консервантов в часто потребляемых продуктах.

Также следует исключить такие отвлекающие факторы, как телевизор, радио или компьютер, когда мы начинаем решать задачи, требующие концентрации. Поэтому, прежде чем приступить к выполнению домашних заданий с ребенком, стоит позаботиться о порядке в месте учебы, тишине, покое и подходящем времени дня — поздно вечером, когда ребенок устанет, будет много. Ему труднее сосредоточиться, чем днем.

В школьных условиях детям с ограниченным объемом внимания не следует сидеть близко к окну или двери, так как они быстрее отвлекаются.

Концентрация — это способность сосредоточиться на том, что вы делаете. Внимание очень тесно связано с осознанием. Есть разные уровни интенсивности восприятия. Некоторые действия происходят из-за того, что внимание сосредоточено на очень небольшом количестве стимулов, но сосредоточено интенсивно. Другие виды деятельности выполняются в состояниях рассеянного внимания с участием многих стимулов или объектов менее интенсивным образом.

Взаимосвязь между вниманием и осведомленностью особенно заметна в связи с разделением на два типа деятельности:

  • контролируемая деятельность — контролируется «глобально», т.е. с участием всей когнитивной системы, в частности важных диспозиционных центров, таких как внимание и рабочая память;
  • автоматические действия — управляются «локальными» структурами, не задействуют механизмы внимания и памяти или делают это в минимальной степени.

2. Функции внимания

Когнитивная психология выделяет 4 основные функции процессов внимания:

избирательность — способность выбирать один стимул, источник стимуляции или ход мысли за счет других. Благодаря избирательной функции внимания можно выполнять большинство повседневных дел, например слушать лекцию, несмотря на действие конкурирующих источников информации, таких как шум, случайно подслушанный разговор или собственные навязчивые мысли;

настороженность — способность долго ждать появления определенного стимула, называемого сигналом, и игнорировать оставшиеся стимулы, называемые шумом. Бдительность похожа на обнаружение сигналов.

Сложность, с которой сталкивается механизм внимания, состоит в том, что шум работает постоянно, убаюкивая людей, а сигналы действуют нечасто и в неожиданные моменты;

поиск — активный процесс систематического исследования поля восприятия с целью поиска объектов, отвечающих принятому критерию, например, студенты ищут в учебнике истории необходимую информацию о короле Болеславе Кривоуте.

Большинство исследований в контексте поиска сосредоточено на визуальном восприятии и избирательном визуальном внимании. Основными факторами, затрудняющими поиск, являются наличие деструктивных раздражителей, так называемых отвлекающие факторы;

контроль одновременных действий — это свойство связано с феноменом разделяющего внимания. Вы почти всегда занимаетесь несколькими делами одновременно, например, слушая лекцию, делая заметки или готовя ужин, разговаривая с супругом.

В большинстве случаев одновременное выполнение нескольких действий не имеет негативных последствий, поскольку эти действия достаточно просты или хорошо автоматизированы. Проблема возникает, когда одно из действий становится более требовательным. Каждая деятельность требует определенного количества общей умственной энергии, называемой ресурсами внимания, количество которой ограничено.

Одновременное наблюдение за двумя видами деятельности обычно приводит к ухудшению показателей эффективности одного из них, поскольку общие возможности когнитивной системы превышаются.

3. Причины отвлечения внимания

Причины проблем со вниманием сложны и часто возникают вместе, усугубляя дефекты в процессах разделения внимания, бдительности, отбора содержания и активного поиска поля восприятия. Наиболее частыми факторами, затрудняющими сосредоточение внимания, являются:

  • генетические условия, например, темперамент,
  • неподходящий стиль обучения,
  • отвлекающие факторы
  • усталость,
  • недостаток сна,
  • испытывать сильные отрицательные и положительные эмоции,
  • недоедание,
  • плохое питание, бедное омега-3, -6 и -9 кислотами,
  • осложнения со здоровьем, такие как низкое кровяное давление или высокое кровяное давление.

Постоянная спешка, головокружительный ритм жизни и нехватка времени на то, чтобы расслабиться и расслабиться — это проклятие 21 века. Это приводит к переутомлению, переутомлению, потому что у человека появляется избыток обязанностей, и он не может эффективно организовать весь рабочий день.

Тогда лучше всего записать важные дела на листках бумаги или уменьшить нагрузку на свои плечи.

Проблема с концентрацией внимания может возникать из-за наличия отвлекающих факторов в поле восприятия, то есть мешающих факторов, таких как шум, включение радио или телевидения.

Если вы хотите сосредоточиться на важном содержании, например, на подготовке к экзамену, стоит создать благоприятную учебную среду — проветрить комнату и организовать рабочее место.

Концентрация внимания также зависит от типа темперамента. Мы можем различать сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Каждый из этих типов темперамента показывает разный уровень устойчивости к стрессу, цейтноте, степени выразительности, чувствительности и толерантности к изменениям.

Холерик и сангвиник довольно подвижные и импульсивные типы, поэтому у них могут быть проблемы с концентрацией внимания и памятью. Флегматик терпелив и спокоен, но с трудом принимает решения.

А меланхолик — неплохой организатор, а потому довольно быстро выполняет поставленные перед ним задачи.

Концентрация и ее степень также зависят от предпочтительного стиля обучения. Можно различить:

  • визуальные обучающиеся — наиболее охотно учатся, используя визуальный канал,
  • учащиеся — обучение на слух приносит наилучшие результаты,
  • эмоционалисты — используют воображение, ассоциации и эмоции в процессе обучения,
  • кинестетики — они учатся через игру, деятельность и движение.

Проблемы с концентрацией внимания, особенно у маленьких детей, вызваны недостатком сна. Малышам нужно много времени, чтобы восстановить силы тела. Если вы проснетесь слишком рано или поздно ложитесь спать, вы отвлечетесь и не сможете сосредоточиться на учебе.

Сильные чувства также способствуют отвлечению — положительные (эйфория) и отрицательные (тревога, страдание, страх). Различные техники релаксации и стабилизации дыхания могут помочь успокоить нервы.

Еще одним фактором, вызывающим трудности с концентрацией внимания, является недоедание, которое снижает иммунитет организма, способствует развитию инфекций и, таким образом, — неуспеваемость и плохие оценки в школе, что еще больше препятствует учебе.

Правильная диета, богатая магнием, калием и жирными кислотами, благотворно влияет на когнитивные способности ребенка. Стимуляторы, такие как алкоголь, кофе или никотин, могут временно «улучшить» концентрацию внимания, но в конечном итоге они снижают способность к обучению.

Проблемы с концентрацией могут сопровождать недуги со здоровьем, например, бессонницу, гипертонию, заболевания системы кровообращения или пищеварения.

4. Проблемы с концентрацией внимания и памятью у детей

Детское внимание избирательно и недолговечно. Маленьким детям трудно сосредоточиться на одной задаче дольше, если она им не интересна. Тогда они могут «полностью посвятить себя» одному делу.

Часто проблемы с вниманием появляются с первых дней в школе. Родители и учителя иногда склонны отрицать настоящие проблемы маленького ученика, обвиняя его в лени и отсутствии мотивации к учебе.

Первые симптомы нарушения или затруднения концентрации внимания у детей наблюдаются наряду с обязательностью занятий в школе и необходимостью сесть на 45 минут во время урока.

Постоянная концентрация внимания, домашние задания, тесты и необходимость учить часто неинтересный контент — настоящий вызов для детей. Есть много причин, по которым детям трудно уделять внимание школьным обязанностям.

Это включает:

  • слабая мотивация к усилиям, отсутствие приверженности к обучению,
  • низкие стремления,
  • низкий уровень одаренности,
  • нарушения перцептивно-моторных функций (нарушение работоспособности анализаторов зрения, слуха и др. или зрительно- моторной координации),
  • микроповреждения центральной нервной системы в результате перинатальных осложнений,
  • небольшой интерес к содержанию обучения,
  • низкая устойчивость к расстройствам и стрессам,
  • отсутствие навыков в упорной работе и преодоление трудностей,
  • неблагоприятное семейное положение и плохие жилищные условия,
  • неблагоприятная атмосфера в школе,
  • неправильное питание ребенка.

Недостаток концентрации у детей может проявляться по-разному, например, дети могут быть вялыми, скучными, быстро уставать, медленно работать и совершать много ошибок.

С другой стороны, другие дети будут выполнять школьные обязанности быстро, но небрежно и поверхностно, без привлечения достаточного уровня внимания, но могут проявлять настойчивость в играх и любых занятиях. По трудностям с концентрацией внимания детей можно разделить на два типа:

  • пассивный тип — для него характерны рефлексия, мечтательность, «качание в облаках и размышления о голубом миндале», медлительность, медлительность, медлительность с выполнением задач, переживание мечтаний, много ошибок;
  • активно-импульсивный тип — хаотичное поведение, слишком мало времени уделяющее чтению содержания, спешка без проверки правильности выполнения заданий, непланирование деятельности, частые перерывы в работе, растерянность, низкая настойчивость, нетерпеливость, склонность отвлекаться себя и других.

5. Повышение концентрации внимания у детей

Есть много причин эффективности обучения, в том числе: темперамент ребенка, который невозможно изменить. Концентрация у детей зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся:

  • способность стимулировать внутреннюю мотивацию у малыша ,
  • благоприятное самочувствие и хорошее психическое состояние ребенка, чему способствует здоровый сон, активный отдых, время для отдыха и перерывов во время учебы,
  • понимание учебного материала,
  • хороший уровень когнитивных способностей, например, зрительное и слуховое восприятие, вербальные и ручные навыки, память и словарные навыки,
  • последовательность в действии.

Среди внешних факторов можно выделить:

  • подходящая атмосфера для обучения — вентилируемая комната, правильное освещение, тишина, покой, оптимальная комнатная температура,
  • сведение к минимуму воздействия отвлекающих факторов — отключение звука (но не абсолютная тишина), организованный стол, заказ и подготовка необходимых учебных принадлежностей,
  • определение рабочего времени — создание так называемого план дня; детям нравятся определенные ритуалы и порядок, потому что они знают, когда пора заняться делами, а когда пора для удовольствия и отдыха,
  • благосклонное отношение родителей — избегать неблагоприятных сравнений результатов ребенка с другими детьми, ценить каждое достижение малыша, проверять домашнее задание, помогать с уроками, но не помогать, направлять обучение ребенка, мотивировать его похвалой, одобрением и вознаграждением,
  • правильное питание — пища ребенка должна быть богата ненасыщенными жирными кислотами омега-3, -6 и -9, способствующими концентрации внимания; организм не может производить их самостоятельно, поэтому можно воспользоваться добавками — давать рыбий жир в капсулах или рыбные блюда.

Малыши постепенно привыкают к необходимости сосредоточиваться на задачах и сидеть на скамейке. У некоторых может быть стойкий дефицит внимания, как в случае с детьми с СДВГ или гиперкинетическим синдромом.

Тогда самое главное — терпение и принятие ребенка, последовательно приучать его выполнять каждое начатое задание, напоминать ему о его обязанностях и помогать ему учиться на основе «трех рупий» — рутина, регулярность, повторение.

6. Учимся концентрироваться

Люди часто задают вопросы: «Почему я не могу сосредоточиться? Что мешает мне сосредоточить внимание? Как повысить концентрацию? Что делать, чтобы работать эффективнее? ». Ниже приводится список способов улучшить концентрацию внимания и выделяются факторы, от которых зависит концентрация.

  1. Развивайте мотивацию — проще сосредоточиться на чрезвычайно важной цели. Если вы стремитесь к цели, вы также проявляете больший интерес, что способствует приверженности и снижает риск отвлечения внимания.
  2. Думайте позитивно — стоит пересмотреть свой подход к работе. Вместо того чтобы думать: «Я должен сделать это», лучше подумайте: «Я хочу сделать это». Видение положительного момента в каждом занятии способствует эффективности работы и доводит ее до конца.
  3. Позаботьтесь о рабочем месте — обеспечьте себе подходящие условия, проветрите комнату, приготовьте необходимую посуду, минимизируйте влияние отвлекающих факторов.
  4. Будьте последовательны — самодисциплина, сила воли и запоры — ключи к успеху.
  5. Делайте перерывы во время работы — человек не машина и нуждается в отдыхе, потому что ресурсы внимания сокращаются в условиях усталости.
  6. Позаботьтесь о правильном питании — ешьте рыбу, овощи , фрукты, злаки, орехи и миндаль, поскольку они являются источником необходимых витаминов, минералов и жирных кислот.
  7. Помните о здоровом сне — соблюдайте правила гигиены сна и не недооценивайте признаки усталости со стороны собственного тела.
  8. Занимайтесь спортом — активный отдых позволяет не только насыщать мозг кислородом, но также восстанавливает жизненные силы и умственные силы, снижает уровень гормонов стресса.
  9. Используйте упражнения на расслабление — они не только расслабляют тело, но благодаря концентрации на дыхании и слушанию себя можно практиковать внимание.
  10. Делайте упражнения для улучшения концентрации — сосредоточьтесь на вытянутой перед вами ладони и постарайтесь максимально стабилизировать руку, чтобы она не дрожала. Вы также можете использовать медитацию, чтобы сосредоточить внимание на одном возражении.

Другими альтернативами являются, например, составление головоломок, фиксация зрения на одном элементе на мониторе компьютера, обратный отсчет, решение судоку или кроссвордов.

Концентрация внимания позволяет снизить информационную перегрузку. Это своего рода защитный механизм восприятия, позволяющий избежать перегрузки новостями. Самое главное — уметь расставлять приоритеты, а не «ловить двух сорок за хвост», потому что, выполняя сразу несколько задач, в результате никакой работы не получится.

Добавить комментарий