Мозг — нарушения, стимуляция, развитие

Человеческий мозг — самый сложный орган нашего тела. Это самая сложная живая структура, известная во Вселенной. Мозг контролирует все, что мы делаем, говорим, чувствуем или думаем. Он также контролирует функции, которые поддерживают нашу жизнь: дыхание, кровообращение, пищеварение и иммунную систему. Это происходит через мозг, и благодаря ему мы знаем, какие эмоции и чувства мы испытываем. Вот почему стоит узнать о сложности, возможностях и принципах функционирования нашего мозга.

Центральная нервная система (ЦНС)

Это очень важная, если не самая важная часть нашего тела. Благодаря своим особым способностям он является основой всех функций организма. Он контролирует:

  • двигательная функция (движение);
  • общение (речь, жесты, мимика);
  • функции тела, позволяющие правильно адаптироваться к окружающей среде;
  • поведение (выражение эмоций);
  • процессы осмысления, понимания и обучения, то есть процессы умственного и психологического развития;
  • осведомленность о выполняемых в настоящее время действиях и осознание существования.

Вообще говоря, ЦНС контролирует функционирование систем — дыхание, прием пищи и пищеварение, выделение, кровообращение, регулирование температуры, бодрствование и сон, а также восприятие мира — зрение, слух, познание через осязание или вкус, и даже такие сложные действия, как говорение, понимание, планирование, принятие решений, перемещение, запоминание, переживание эмоций и чувств.

Осознаем мы это или нет, но почти каждое решение, которое принимает родитель, в конечном итоге сводится к развитию и стимуляции мозга их ребенка. Мозгу не безразлично, выпьем ли мы бокал вина во время беременности или принимаем лекарства во время родов, как долго кормим ребенка грудью, как быстро возвращаемся к работе, лечим ли мы какую-либо ушную инфекцию, отдаем ли ребенка ребенку. ясли, а затем отправить его в ясли. детский сад, какие дисциплины мы налагаем на него, как долго мы позволяем смотреть телевизор и т. д. и т. д.

Мы долго принимаем решение по каждому из этих вопросов, и мы беспокоимся, если бы мы это сделали правильно именно потому, что в глубине души мы знаем, что они могут иметь долгосрочное воздействие на умственное функционирование ребенка и развитие мозга. И пусть то, как будет работать их психика, то есть, какова будет их эмоциональная и познавательная жизнь, полностью зависит от того, как их мозг будет формироваться и резать.

Развитие мозга

Мозг, без сомнения, наш самый интересный орган. Родители, учителя и общество в целом (стимуляция) имеют огромное влияние на формирование «морщинистой вселенной» в голове каждого ребенка, а значит, и на формирование его личности. Мы несем ответственность за то, чтобы помочь ребенку развить его мозг как можно лучше. Хотя порядок и последовательность стадий развития нервной системы запрограммированы генами, качество этого развития на каждом этапе определяется факторами окружающей среды.

Знание процесса созревания ЦНС и его функциональных последствий является основой знаний о развитии человека. Насколько важен этот элемент анализа правильного функционирования ребенка или его нарушений, знает каждый, кто обязан формировать терапию ребенка с поражением головного мозга.

Процесс созревания центральной нервной системы у человека длится годами, но наиболее активен в пренатальный период, а затем в первые годы жизни ребенка. Столь длительный период развития центральной нервной системы свойственен человечеству.

Наиболее ярким проявлением созревания человеческого тела является постепенное значительное развитие коры головного мозга («энцефализация»). В естественном мире эта особенность встречается только у людей.

Центральная нервная система — это структура, которая получает информацию из окружающей среды (звук, свет, прикосновение, ощущение боли, понятие движения). Он анализирует их, вспоминает, а затем противопоставляет им все свои предыдущие переживания. Эта структура генетически детерминирована, индивидуальна и уникальна для каждого человека. Человек отличается от остального животного мира своей способностью общаться с помощью речи и своим потенциалом к ​​сознанию. Этими особенностями он обязан огромному развитию вышеупомянутой коры головного мозга.

Нервная система состоит из нервных клеток или нейронов. Они чем-то напоминают деревья с разветвленной кроной и корнями. Именно благодаря нейронам и их проекциям, соединенным друг с другом в сложную сетку, возможны все действия и функции ЦНС, упомянутые в начале этой статьи. Нервная система состоит из огромного количества клеток. Возможности мозга зависят не только от их количества, но прежде всего от сложных связей, которые образуются благодаря многочисленным проекциям нейронов.

Миллиарды нейронов

Основная часть нервной системы — это мозг, который состоит из двух симметричных полушарий с характеристиками, характерными для каждого человека. Он весит около 1500 г, содержит около 100 миллиардов нейронов, 10 миллиардов из которых образуют сеть, регулирующую интеллект, эмоции, память и сознание.

Также существует специализация в некоторых функциях между полушариями. Например, у большинства людей речь находится в центре левого полушария. Однако это касается только правшей. Вероятно, потому, что праворукость более распространена, мы называем левое полушарие доминантным и переоцениваем его роль в нашей культуре.

Мы рождаемся с определенным количеством нервных клеток. В течение жизни они не увеличиваются (нервная система ребенка состоит из нейронов не меньше, чем нервная система взрослого человека), и наоборот — нервные клетки систематически истощаются на протяжении всей жизни.

Как же тогда возможности нашего мозга увеличиваются, а не уменьшаются с возрастом в процессе развития? За это отвечают два очень важных процесса. Один из них — это процесс миелинизации — покрытие отростков нервных клеток жировыми оболочками, которые их защищают, покрывают и обеспечивают более быстрый поток информации, а также образование новых связей между нервными клетками.

Первый из этих процессов происходит в детстве и позволяет интенсивно расти и развиваться в первые годы жизни, второй — на протяжении всей жизни.

Поддержка и диета

Есть два способа формирования новых связей на ранних этапах развития ребенка.

Первый — это поддержка развития: обучение новым навыкам, игра, работа, пребывание в разнообразной, стимулирующей среде, исключающей праздность и побуждающей к действию, исследованию мира и творчеству.

Второй процесс — это правильная диета, содержащая нужное количество жиров (которые являются важным компонентом нервных клеток и их оболочек) и углеводов, которые позволяют вам питать их даже во время сна.

Легкость, с которой вы можете выполнять различные действия, такие как разговор, ходьба, бег, строительство из блоков и игра в футбол, зависит от степени оболочки нервных клеток и количества связей между ними. В то же время обучение этим навыкам и правильная диета способствуют созданию новых связей и, таким образом, способствуют приобретению новых навыков и способностей, то есть правильному развитию ребенка.

Пластичность мозга

Поскольку наиболее важные связи в человеческом мозгу устанавливаются в очень раннем возрасте, благодаря соответствующим поддерживающим действиям мы можем значительно помочь ребенку развить возможности его нервной системы.

Пластичность мозга — это способность мозга и всей нервной системы развиваться, меняться и лучше функционировать. Из-за пластичности определенных систем нейронов постоянные функциональные преобразования возникают в результате действия определенных стимулов. Различают память, развивающую и компенсаторную пластичность. Пластичность памяти отвечает за результаты обучения. Обучение укрепляет связи между нейронами в ответ на стимул. Как следствие, в нейронах генерируется информация в виде ощущений, которые можно сохранить и использовать в соответствующей ситуации.

Пластичность развития отвечает за влияние окружающей среды на развитие мозга, в основном в раннем возрасте. Компенсаторная пластичность отвечает за восстановительные эффекты после повреждения головного мозга, проявляется образованием атипичных функциональных связей, позволяющих частично или полностью восстановить утраченные функции. Компенсаторная пластичность стала надеждой для людей, перенесших повреждение головного мозга.

Движение и прикосновение — важнейшие чувства в развитии маленького ребенка

Мозг стимулируется осязанием и чувством движения. Прикосновение и движение — это также первые впечатления, которые испытывает ребенок, они «лучшие друзья мозга». Прикосновение — это «пища для мозга».

Стоит осознать, что осязание — величайшее чувство, оно развивается первым и трудно представить жизнь без его существования. Уже через 5 с половиной недель после оплодотворения эмбрион чувствует, когда что-то касается его губ или носа. Позже эта сенсорная чувствительность быстро распространяется по всему телу. Благодаря множеству нервных окончаний кожа воспринимает прикосновения, боль, давление и температуру. Рецепторы кожи получают информацию о том, что чувствует наше тело.

Прикосновение также создает чувство безопасности и любви. Раннее прикосновение укрепляет иммунную систему, увеличивает прибавку в весе и постоянную чувствительность гипоталамуса, который снижает уровень стресса и успокаивает ребенка. Это потому, что сенсорные области мозга первыми получают сенсорные впечатления от тела через кожу. Они также связаны с прилегающей моторной областью коры головного мозга и в совокупности называются сенсомоторным поясом или соматосенсорной корой. Поэтому прикосновение чрезвычайно важно для овладения сенсомоторными навыками.

Тактильная сенсорная информация необходима для достижения мышечной или двигательной активности. Исследования показывают, что отсутствие тактильных стимулов и, следовательно, отсутствие стимуляции нервных клеток в младенчестве может привести к снижению активности стимулирующей системы новой коры, что приводит к мышечным нарушениям, эмоциональным расстройствам, ухудшению восприятие сенсорных впечатлений и трудности в обучении, а в крайних случаях — недоразвитие основных функций организма.

Чувство осязания позволяет нам изучать, оценивать и узнавать окружающую среду. Тактильные ощущения передаются в мозг. Система проприоцепции, то есть система глубоких ощущений, также выполняет аналогичные функции. Благодаря чувству проприоцепции человек может сохранять равновесие, правильную осанку и ориентацию во внешнем мире.

Помимо прикосновения, вторым элементом, который стимулирует развитие и работу детского мозга с раннего возраста, является движение. Правильное, естественное двигательное развитие ребенка — основа формирования у него навыков зрения, слушания и творческих способностей.

Плохая природная среда, ситуации, когда движение маленького ребенка каким-либо образом ограничено, например, длительные неблагоприятные условия для здоровья, препятствующие полноценному использованию движений, несоответствующее поведение родителей, длительный просмотр телевизора, игра за компьютером вместо спонтанной игра, типичная для маленьких детей, может вызвать приостановку и блокировку двигательного развития. В результате могут быть нарушены основные функции, такие как зрение, слух, память, концентрация и речь.

Мозг питается стимулами

Постоянная подача раздражителей необходима для правильного функционирования ЦНС. В целом можно сказать, что «мозг питается стимулами». Важно не только общее количество стимуляций, но и поддержание соответствующей пропорции между интенсивностью стимуляции отдельных сенсорных систем.

Интегрирующая роль ЦНС также основана на соответствующем отборе — подавлении одних стимуляций и праймировании других. В случае нарушения этого процесса избыток или недостаточность раздражителей от рецепторов может достигать верхних уровней ЦНС и нарушать их деятельность.

В случае, когда стимуляция недостаточна, ребенок бессознательно ищет стимулы, которых ему не хватает, но обычно использует самостимуляцию стереотипно, впадая в принуждение к повторению одних и тех же действий снова и снова. Однако такое «ограничение» стереотипов означает, что настоящего процесса обучения нет.

Попробуем представить — насколько разные переживания (тактильные, вестибулярные, проприоцептивные) — ребенок переживает во время спонтанной игры, бега, прыжков, движения головы и тела под разными углами, с разной скоростью, с разным ускорением, и попробуем сравнить это с ребенок выполняет одно и то же действие снова и снова, одно и то же движение, например, кивает.

При чрезмерном притоке стимулов, когда один из последовательных порогов стимуляции слишком низок, и при постоянной «бомбардировке» стимулами нервная система не может организовать себя, что может проявляться, среди прочего, в гиперактивность, раздражительность, трудности с концентрацией внимания и слишком большая утомляемость нашего ребенка.

Способен с самого начала

Ум ребенка сразу после его рождения — это не пустая табличка. Он приходит в мир со всевозможными умственными способностями и предрасположенностями, которые идеально подходят для жизненных потребностей ребенка в первый период его жизни. Его мозг небольшой, но это не миниатюрная версия мозга взрослого человека. Нервная система созревает постепенно по программе, заданной природой.

При рождении спинной мозг и ствол мозга, структуры в нижней части мозга, которые контролируют все наиболее важные функции организма, почти полностью развиты. Они в основном отвечают за удовлетворение основных потребностей новорожденного — выживание, рост и установление связи с опекуном.

Развитие и созревание нервной системы продолжается после рождения ребенка, и области в верхней части мозга постепенно берут на себя контроль над психической жизнью ребенка. Эти области включают мозжечок и базальные ганглии, которые участвуют в направляющих движениях; лимбическая система, которая управляет эмоциями и памятью, и, наконец, кора головного мозга — центр всего нашего свободного поведения, сознательного опыта и рациональных способностей.

При рождении кора головного мозга остается наименее сформированной частью мозга. По мере того, как он постепенно созревает в первые месяцы и годы после рождения, ребенок все больше и больше понимает, понимает и осознает свое существование.

Эмоциональные матери

Основа правильного развития мозга и в то же время основа правильного психосоциального развития младенца — это эмоциональная вовлеченность матери или того же близкого человека, который систематически заботится о нем с рождения. Причиной более поздних расстройств может быть, среди прочего, отсутствие материнской любви. В последнее время так много говорится о важности и роли прикосновений в развитии ребенка.

Плачущий ребенок успокаивается, когда его берут на руки, прижимают к груди, ласкают, покачивают, когда ему меняют подгузник. Покачивание — это явление, связанное с ощущениями плода, записанными в памяти плода, когда мать ритмично движется во время своей повседневной деятельности.

Покачивание ребенка после рождения дает ему ощущение непрерывности переживаний, успокаивает и расслабляет его, а также стимулирует развитие баланса в вестибулярной системе. Покачивание и прикосновение ускоряют созревание ЦНС, особенно у недоношенных детей.

После рождения малышу необходим физический и психологический контакт с матерью. Эта потребность соблюдается и отмечается в современных модифицированных родах, когда новорожденного, уставшего после прохождения через родовые пути, помещают на некоторое время, прежде чем пуповина перестанет пульсировать, в созданную полость брюшной стенки матери. после того, как ее ребенок покинул утробу.

Прикосновение рук матери, ощущение ритмичного биения ее сердца, которое она слушала по мере развития в утробе, заставляет новорожденного успокаиваться еще до того, как он издает первый крик, прежде чем вдохнуть воздух в легкие.

Пренатальная психология обращает внимание на психологические потребности растущего плода, особенно в последние три месяца, когда органы чувств достаточно зрелы, чтобы воспринимать тактильные, моторные, зрительные и слуховые стимулы. Пение, разговор, прикосновение к плоду через брюшную стенку матери стимулируют мозг и развитие малыша, который в этот период может учиться и запоминать.

Влияние факторов окружающей среды

Стоит помнить, что если психические потребности ребенка не удовлетворяются, это серьезная угроза правильному развитию мозга с самого раннего этапа жизни ребенка. Уже в младенчестве к проявлению генетических факторов присоединяется все большее и большее влияние факторов окружающей среды.

Формирование эмоциональных связей, эмоциональное и социальное развитие, развитие характера в дополнение к физическому и двигательному развитию в первые три года жизни ребенка создают основу для развития личности. Верно, что в этот период необходимо уважать самые важные психические потребности ребенка, к которым относятся: потребность в любви и нежности, потребность в чувстве безопасности, потребность познать мир, потребность в признании и одобрение, потребность в игре.

Критический период в обучении социальным навыкам, вероятно, длится до трехлетнего возраста, но социальная депривация в первый год жизни ребенка имеет самые разрушительные последствия. Социальная изоляция, равнодушие искажают развитие детского мозга. Физический контакт — обязательное условие правильного развития ребенка.

Прикосновение играет особую роль в жизни не только новорожденных и младенцев, но также детей старшего возраста и взрослых. Прикосновение важно для правильного развития сенсорных и моторных навыков ребенка и оказывает сильное влияние на его физическое развитие, благополучие, когнитивный потенциал и даже общее состояние здоровья, воздействуя на иммунную (иммунную) систему.

Почему так весело? Игра — это подготовка к жизни. Ребенок учится через игру. Затем различные стимулы достигают его мозга, стимулируют его, развивают и вызывают в нем новые связи. Однако нашему ребенку не требуется серьезная подготовка для развития. Фантастический урок для него — это просто развлечение, и в этой — в последнее время все более популярной — играх с пальцами (например, «Я заболею раком», «Жемчужная каша», «Иди, ты идешь» и т. ), что я настоятельно рекомендую.

Благодаря им ребенок заучивает новые слова, делает первые попытки диалога, а мы стимулируем его речевое развитие еще и потому, что двигательные центры в головном мозге расположены в непосредственной близости от речевых центров. Кроме того, мы удовлетворяем эмоциональные потребности нашего ребенка, потому что он проводит время со своими любимыми матерью и отцом, смеясь и весело проводя время. Мы дарим ребенку положительный опыт, и ребенок вырастает оптимистом, который укрепляет доверие к себе и другим людям.

Игра так же важна для процессов развития, как еда и сон, заставляя нас чувствовать себя последовательными в прикосновениях, движениях и чувстве принадлежности. Игра вызывает выброс дофамина в нашем мозгу, который «управляет развитием нервной сети и организует мозг», поэтому, правильно подобранный, адекватно способностям ребенка, он составляет ядро ​​полисенсорной / мультисенсорной стимуляции.

Детские «массажи»

В аспекте огромной важности осязания в развитии мозга ребенка, массажи — это идея для стимулирования ребенка прикосновениями в игре, а также для того, чтобы дать ему возможность почувствовать свое тело и узнать о его схеме. Для этого стоит использовать известные стихи, которые можно «поставить» на детское тело. Это можно делать с самого раннего возраста ребенка до школьного возраста.

Время, потраченное на прикосновение к ребенку и на то, чтобы заставить его двигаться, важно, будь то переноска, массаж, поглаживание, покачивание или ласки. Их эмоциональная значимость не менее важна, но, к счастью, для большинства младенцев нежный контакт является нормой. Я настоятельно рекомендую вам не воздерживаться от прикосновения к ребенку или ношения его на руках из-за страха побаловать или «растворить» его.

 Тактильные и моторные ощущения имеют гораздо более легкий доступ к мозгу ребенка, чем впечатления, передаваемые другими органами чувств, поэтому они создают лучшую и самую раннюю возможность сформировать его эмоциональное и психическое благополучие. Это своего рода капитал, который окупится в будущем.

Источник знаний о мире

Маленький ребенок познает мир и познает его спонтанно с помощью прикосновений и движений. Эти два чувства являются для него источником знаний о мире — его форме, размере, структуре, согласованности, твердости, собственном месте в пространстве и других людях и объектах. Ребенок, которого трогают, держат на руках, переносят или покачивают, может понять, что он — часть мира, большего, чем он сам. Это очень важно, так как пробуждает любопытство ребенка и дает ему большую мотивацию выходить за рамки себя.

Чуткое и регулярное использование прикосновений и движений способствует установлению контакта с детьми, страдающими тяжелыми и множественными нарушениями развития. Это также позволяет им определять свои личные границы в отношениях с другими. Такой терапевтический подход может обусловить прогресс во всех случаях, когда другие методы не очень эффективны.

Добавить комментарий