Эмоциональный интеллект — каковы способности эмоционально умных людей

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это набор способностей распознавать собственные чувства и эмоциональные состояния других людей, справляться со своими чувствами, регулировать и использовать их, мотивировать себя и влиять на других.

Оглавление

  1. Эмоциональный интеллект — что это такое?
  2. Эмоциональный интеллект — способности эмоционально умных людей
  3. Эмоциональный интеллект — эмоциональная безграмотность

1. Эмоциональный интеллект — что это такое?

Компетенции, составляющие эмоциональный интеллект, дополняют чисто интеллектуальные способности, выраженные в показателях IQ. Академического интеллекта и книжных знаний часто недостаточно для достижения профессионального успеха и эффективной работы среди людей.

Что такое эмоциональный интеллект и как его измерить? Можно ли быть эмоционально безграмотным?

В разговорной речи такие термины, как эмоциональная зрелость, эмоциональная компетентность и эмоциональный интеллект, часто используются как взаимозаменяемые. И хотя все эти понятия семантически близки друг к другу, их нельзя трактовать как синонимы.

Под эмоциональной зрелостью понимается способность переносить страдания, усиление положительных, социально положительных эмоциональных реакций, эмоциональная независимость от окружающей среды или способность помогать другим (просоциальность).

Еще другие психологи приравнивают эмоциональную зрелость к отсутствию низкой самооценки , способности адаптироваться к группе, чувству реальности и способности адаптироваться к обстоятельствам, а также отсутствию агрессивности.

Эмоциональная зрелость проявляется в способности сознательно управлять эмоциями, саморефлексии, эмоциональном самообразовании, преобладанием гетеропатических (направленных на других) над аутопатическими (самонаправленными) чувствами и ответственности за собственное эмоциональное состояние.

С другой стороны, эмоциональные компетенции — это определенные навыки, над которыми можно работать, модифицировать, развивать, изменять и контролировать. Набор эмоциональных компетенций состоит из 10 различных способностей:

  1. осознание собственных эмоциональных переживаний;
  2. умение различать эмоции и словесно описывать эмоциональные состояния;
  3. способность сопереживать чужому опыту;
  4. способность отличать эмоции, соответствующие обычному выражению, от состояний, лишенных выражения;
  5. знание культурных правил и эмоциональных норм;
  6. способность использовать знания о партнере по взаимодействию, чтобы делать выводы о его или ее опыте;
  7. способность принимать интерактивную перспективу в межличностных отношениях;
  8. умение справляться с отрицательными эмоциями;
  9. знание характера межличностных отношений;
  10. способность быть эмоционально самодостаточной, принимая свой эмоциональный опыт, эмоциональное равновесие, самоэффективность и эмоциональный контроль.

2. Эмоциональный интеллект — способности эмоционально умных людей.

Эмоциональный интеллект, как и рациональный интеллект, можно измерить с помощью психометрических инструментов и выразить уровень социальных компетенций в форме так называемого Индекс эмоционального интеллекта (EQ). В Англии наиболее известными тестами для проверки эмоционального интеллекта являются: MEIS — Multifactor Emotional Intelligence Scale и MSCEIT — Тест эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо.

Среди польских психологов наиболее популярными психологическими тестами для изучения широко понимаемых навыков межличностного общения являются: INTE — опросник эмоционального интеллекта, адаптированный Александрой Яворовской и Анной Мацак, и KKS — опросник социальной компетентности — оригинальный метод Анны Мацак.

Термин эмоциональный интеллект появился в психологии относительно недавно, в 1990 году благодаря Питеру Саловею и Джону Майеру. Их концепция эмоционального интеллекта была модифицирована и популяризирована в рыночной версии Дэниэлом Гоулманом — автором широко читаемой книги. «Эмоциональный интеллект».

В самых общих чертах эмоциональный интеллект можно определить как набор способностей, которые определяют использование эмоций при решении проблем, особенно в социальных ситуациях, или можно определить как общие способности, определяющие эффективность обработки эмоциональной информации. Как П. Саловей и Дж. Майер понимали эмоциональный интеллект? Авторы выделили четыре группы способностей и содержащиеся в них наборы навыков:

— восприятие, оценка и выражение эмоций:

  • способность распознавать эмоции в собственном физическом и психическом состоянии;
  • способность распознавать эмоции у других людей и эмоциональные сообщения, содержащиеся в объектах, например произведениях искусства;
  • умение адекватно выражать эмоции и потребности, связанные с чувствами;
  • способность понимать адекватные и неадекватные, истинные или фальсифицированные невербальные эмоциональные сообщения;

— облегчение процесса мышления с помощью эмоций:

  • перенаправление мышления, расстановка приоритетов на основе чувств, связанных с предметами, событиями или другими людьми;
  • вызов и имитация реальных эмоций, чтобы облегчить формирование суждений и вспомнить воспоминания о чувствах;
  • извлекать пользу из перепадов настроения, чтобы принимать во внимание разные точки зрения и иметь возможность интегрировать различные точки зрения, порожденные настроением;
  • умение использовать эмоциональные состояния, чтобы помочь вам решить проблему или стимулировать собственное творчество;

— понимание и анализ эмоциональной информации, используя знания об эмоциях:

  • умение понимать связи между разными эмоциями;
  • умение воспринимать причины и последствия чувств;
  • способность интерпретировать сложные эмоции, комбинации эмоций и даже противоречивые эмоциональные состояния;
  • способность понимать и предсказывать вероятные эмоциональные последовательности;

— регулирование эмоций:

  • способность открываться отрицательным и положительным чувствам;
  • умение контролировать эмоции, размышлять о них;
  • способность сознательно вызывать эмоциональное состояние, уметь оценивать его ценность, полезность или игнорировать его;
  • способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

3. Эмоциональный интеллект — эмоциональная безграмотность

Недостаток эмоционального интеллекта и навыков межличностного общения может привести к серьезным трудностям в социальном функционировании. Кажется, что неспособность контролировать собственные эмоции способствует негативному поведению, такому как агрессия, психологическое насилие, преступления, совершенные в аффектах, зависимость и депрессия.

Оказывается, одного академического интеллекта недостаточно, чтобы добиться успеха в жизни и чувствовать себя счастливым. Часто люди с высоким IQ действуют иррационально и даже безнадежно глупо.

Книжные знания не обязательно должны соответствовать эмоциональному интеллекту — чрезвычайно мудрые (в интеллектуальном смысле) люди могут быть не в состоянии контролировать свои собственные побуждения в личной жизни и в отношении рабочих отношений.

К счастью, эмоциональный интеллект можно формировать и развивать. Это не детерминировано генетически, поэтому нам не обязательно оставаться эмоционально неграмотными на всю жизнь. Умение ладить с другими людьми приобретает все большее значение, даже при приеме на работу.

Работодателей меньше интересует степень в дипломе, чем способность справляться со стрессом, способность сотрудничать, смягчать конфликты, самоконтроль, мотивация, приверженность, добросовестность, напористость, адаптация к быстро меняющимся условиям или сочувствие. Эмоциональный интеллект — понятие расплывчатое, и даже сами психологи затрудняются дать четкое определение.

Большинство перечисляет компоненты эмоционального интеллекта, индивидуальных способностей и предрасположенностей, поэтому такие термины, как социальная компетентность, социальный интеллект и личный интеллект, часто путают.

Имейте в виду, что поддерживаемый культурой миф о том, что женщины более чуткие и эмоционально умные, чем мужчины, не соответствует действительности. Некоторые женщины такие же «жесткие», как и мужчины, и могут эффективно справляться со стрессом, а мужчины могут быть более чувствительными, чем многие женщины. Что получает эмоционально интеллигентный человек?

  • Она намного лучше справляется с межличностными ситуациями — ее отношения разнообразнее, насыщеннее и прочнее.
  • Он лучше справляется с задачами, приспосабливается к обстоятельствам, организует деятельность, приспосабливается к условиям труда и работает более эффективно.
  • Лучше справляется в сложных и стрессовых ситуациях.
  • Для него характерен более высокий уровень социального функционирования.

Более того, эмоционально интеллигентный человек способен модулировать эмоциональные процессы с помощью когнитивных процессов, чего не может алекситимный человек, то есть человек, для которого характерны трудности в доступе к своим эмоциям, неспособность эмоционально контактировать с другими и выражать свои чувства.

Таким образом, кажется, что эмоциональный интеллект связан с чувством удовлетворения жизнью, самосознанием, более высокой самооценкой, оптимизмом и общей радостью в жизни.

Добавить комментарий